Якутская шуба Хотойдоох сон
Якутская шуба «Хотойдоох сон»
В фонде Среднеколымского музея хранится якутская шуба «Хотойдоох сон» (шуба с изображением орла на спине).
В 1967 году шуба попала в музей, сдал ее Николай Спиридонович Бандеров, первый директор Среднеколымского музея, Почетный гражданин Среднеколымского улуса и города Среднеколымск, Почетный ветеран РС(Я), Отличник народного просвещения РФ.
«Хотойдоох сон» принадлежала бабушке Н.С.Бандерова -Анастасии Андреевне Лаптевой (урожденной Колесовой) из п. Сватай 2- Мятисского наслега, позднее вышедшей замуж за Николая Ильича Лаптева из 2-го Байдунского наслега (с.Хатыннах). Примерно шуба сшита в 1860-х годах 19 века. Первоначально, такая шуба являлась одним из атрибутов свадебного приданого, которое мать передавала своей дочери, будущей невесте.
Тотем: Роды имели свои тотемы. При этом якуты, оберегая тотемы, сокола (мохсоҕол) называли "эттэбэр", лебедя (куба) -"тукку, улахан көтөр", орла (хотой) -"тойон", "улахан кыыл", духа -хозяина тайги (илиэһэй) -"байанай". Мужчины не охотились на тотемную птицу и не ели мясо. Тотемы были божеством рода (аҕа ууһа). (Из книги Старостиной М.И. "Колымские якуты в середине 17-начале 20 века"). Каждый род (аҕа ууһа) изображал свои тотемы на одежде.
Описание шубы: Старинная шуба хотойдоох сон имеет трапециевидную форму. Верхняя часть шубы сшита из меха годовалого жеребенка, а нижняя -из нескольких (трех) шкур жеребенка -выпоротка. По линии талии на спине имеется складка тардыылаах. Рисунок на спине похож на раскрытие крыльев птицы. Этот рисунок сшит из шкуры головы жеребенка. Передние полы и подол шубы украшены древним орнаментом таналай с чередующимися вертикальными вставками. Орнамент выполнен из камусов жеребенка. Так же из камусов сшита широкая полоса вдоль орнамента. Завершает композицию узенькая полоска из меха тарбагана. Воротник сшит из цельного хвоста красной лисицы, манжеты рукавов -из ровдуги. Подобные шубы северных якутов старины называют хотойдоох сон.*(Из презентации "Семейная реликвия с сакральными символами Айыы "Хотойдоох сон" Анастасии Андреевны Лаптевой", автор проекта У.А.Винокурова, 2014 г).
Шубы в Американском музее: Владимир (Вениамин) Ильич Йохельсон в 1894—1897 годах принимал участие в этнографической («Сибиряковской») экспедиции Императорского Русского географического общества в Якутии вместе с другими политическими ссыльными-этнографами — В. Г. Богоразом, Э. К. Пекарским, И. И. Майновым, Н. А. Виташевским, а также бывшим ссыльным Д. А. Клеменцем, к тому времени руководителем Восточно-Сибирского отдела ИРГО. В ходе экспедиции был собран уникальный материал о жизни восточносибирских народов. Владимир Ильич был участником Джесуповской экспедиции, по условиям договора с Американским музеем естественной истории весь собранный материал поступил именно в этот музей (Джесуповская Северо-Тихоокеанская экспедиция (англ. Jesup North Pacific Expedition) — масштабная этнографическая и лингвистическая экспедиция, проведённая в 1897—1902 годах в малоизученные районы Северо-Восточной Азии и северо-западного побережья Северной Америки, включая российские Восточную Сибирь и Дальний Восток).
В числе собранного материала в Среднеколымске были шубы, которые имели такой же рисунок (изображение) как и на шубе, хранящейся в Среднеколымском музее. Данные о них можно найти в книге "Сибирская коллекция в Американском музееестественной истории". Похожие шубы были сшиты из меха рыси, шкуры оленя, шкуры жеребенка, теленка.
Вторая шуба, мужская, хранится в Алеко-Кюльском музее. «Принадлежала она местному шаману Батюшкину Дмитрию Николаевичу I (Суор Ойуун, 1887-1968 гг). Он родился в 1 Кангаласском наслеге (с.Алеко-Кюель) на участке «Хааттарбыт» Среднеколымского района. Шуба была сшита в качестве ритуального одеяния».(Я)#
07:10 16.12.2024 16+
Оставить сообщение: